ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ (ФАКТОРОВ РОСТА) И СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК В ТРИХОЛОГИИ  

Широкие возможности биологически активных веществ, факторов роста и клеточных технологий сегодня все более активно применяются в трихологии — области медицины, которая занимается исследованием и изучением структуры волос человека, их заболеваниями, лечением и разработкой методов профилактики.

В трихологии все вращается вокруг волосяного фолликула: для начала каждого нового цикла деления стволовые клетки фолликула должны получить сигнал к делению. Луковица волоса представлена эпителиальными клетками, расположенными многослойным пластом над волосяным сосочком. Это — матрица волоса, и интенсивное деление этих клеток приводит к их дальнейшей дифференцировке с образованием коркового, мозгового вещества, кутикулы волоса и внутреннего эпителиального корневого влагалища волоса.

Базальные клетки матрикса по своим морфологическим признакам напоминают базальные клетки эпидермиса. Среди них встречаются меланоциты, клетки Лангерганса и клетки Меркеля.

Bulge — это выпуклость, которая соответствует месту прикрепления мышцы, поднимающей волос. В настоящее время доказано, что в этой области, помимо матрицы, располагаются стволовые клетки. Это подтверждают экспериментальные данные. Например, область bulge, пересаженная безволосым мышам, самостоятельно образует волосяные фолликулы.

Стволовые клетки сегодня находятся на пике популярности. Это — весьма перспективное направление для исследований, в частности, в трихологии. Ведь, согласно последним данным, рост волоса связан как раз со стволовыми клетками, которые в волосяном фолликуле расположены в области сосочка (так называемый зародышевый слой) и зоне bulge (предположительно — предшественники клеток зародышевого слоя). Также в коже найдены кластеры стволовых клеток в базальном слое эпидермиса и жировой ткани. Логично предположить, что, получив данную информацию, будет особенно интересно изучить возможности влияния на этот многоступенчатый и интереснейший механизм.

Прежде всего, мы можем вводить стволовые клетки, взятые извне. Например, фетальные, эмбриональные клетки, но это — деликатный вопрос, и этичность, а также иммунологическая несовместимость — довольно веские препятствия. Альтернативу представляют клетки собственного организма, которые являются строительным материалом практически для всех органов и тканей.

Данный механизм достаточно успешно используется в методике REGENERA ACTIVA, когда берется кожный лоскут с кластерами стволовых клеток, которые выступают в качестве источников различных факторов роста, в первую очередь — VEGF, далее с помощью аппарата эти клетки выделяются и вводятся инъекционно в волосистую часть головы. Результаты вы можете оценить:

Косметические компании также подхватили модное веяние и предлагают использовать стволовые клетки природного происхождения.

Например, в 2008 году, в Амстердаме, швейцарская компания Mibelle Biochemistry была награждена Европейской косметической ассоциацией за лучший инновационный активный косметический ингредиент. Этим ингредиентом стал запатентованный растительный комплекс стволовых клеток PhytoCellTec ™ Malus Domestica. Для этого актива были взяты зелёные швейцарские яблоки сорта Uttwiler Spatlauber, щедро наделённые природой фитонутриентами, белками и танином. Было замечено, что даже собранные яблоки этого сорта способны сохранять первозданную сочность в течение 10-ти месяцев. Когда учёные начали выяснять «природу» такого чуда, обнаружилось, что это происходит благодаря высокой концентрации растительных стволовых клеток, которые тормозят оксидативные и возрастные процессы. Это обстоятельство натолкнуло группу учёных на дальнейшие исследования данного сорта яблок. Так возникла гипотеза о том, что стволовые клетки растения можно использовать для торможения процесса физиологического старения кожи человека, а, так как клетки сосочка идентичны базальным клеткам эпидермиса, то и для стимуляции роста волос.

Как получают стволовые клетки яблока? Берут исходное сырье — ткань растения, на которой делают надрез. Вскоре на поверхности надреза начинают образовываться бесцветные стволовые клетки. Эти клетки, как и положено стволовым, не имеют генного «кода», т.е. они ещё не запрограммированы на какую-либо функцию, а потому из них можно вырастить любые клетки. Эти стволовые клетки (каллюс) культивируются в определённой суспензии, которую потом помещают в биореактор, где происходит их масштабное размножение. Затем клетки заключают под давлением в жиросодержащие липосомы (нанокапсулы, которые производятся из соевых фосфолипидов и способны проникать в кожу человека,). Чтобы понять, будет ли «действовать» данный актив на человеческие клетки, учёные Mibelle Biochemistry получили человеческие стволовые клетки из крови пуповины, а затем применили к ним 0,1% экстракт стволовых клеток яблони сорта Uttwiler Spatlauber. Результат поразил: человеческие стволовые клетки начали активно делиться под действием яблочных!

Еще один пример. Известно, что у цветковых растений плацента — это место заложения и прикрепления будущего плода под пестиком цветка. Плацента растения играет роль питательной жидкости, обеспечивая энергией плод в процессе его роста. При биохимическом сравнении растительной плаценты и плаценты человека было выявлено, что они имеют идентичный состав. Растительная плацента содержит аминокислоты и пептиды, которые действуют как натуральные биостимуляторы и в то же время не нарушают естественного восстановления кожи. Особое значение имеет высокое содержание в растительной плаценте пролиновых аминокислот, помогающих синтезировать коллаген, эластин (основные белки кожи и волос) и усиливать регенеративные процессы в клетках волосяного сосочка.

Важным моментом, на который стоит обратить внимание, является биодоступность препарата, который пациент будет просто наносить на кожу. Следует отметить, что эти препараты должны быть спиртосодержащими (т.к. спирт в данном случае размягчает эпидермис, растворяет роговые наслоения и играет роль проводника) либо содержать так называемые эфирные масла-энхансеры (от англ. enhancer — усилитель, увеличитель). Терпены как энхансеры изучались in vivo при чрескожной резорбции лекарственных веществ, таких как диклофенак натрия и дифторурацил. Было установлено, что ациклические терпеновые спирты, такие как гераниолD-лимонен, линалоол, являются более эффективными энхансерами, чем другие терпеновые углеводороды. Гераниол демонстрирует 20-кратное ускорение всасывания лекарственных веществ. Лимонен усиливает резорбцию большого числа лекарственных веществ и гормонов через кожу.

Экспериментально доказано усиление всасывания домперидона, пропранолола, галоперидола, хлорпромазина и дигидротестостерона (Meixner 2000). Линалоол усиливает резорбцию транскутола (моноэтиловый эфир диэтиленгликоля), галоперидола, метоперидола, пропранолола (Ceschel et al. 2000). Ментон и карвон (монотерпеновые кетоны) имеют сходный с лимоненом эффект. Кроме того, есть данные об усилении эффектов антиэстрогена тамоксифена (Yamane et al. 1995, Gao et al. 1998, Zhao et al. 1998). Немаловажным фактом в эффективности использования является возможность применения под дермороллер, который поможет в создании «туннеля» для проникновения веществ.

Также мы можем влиять непосредственно на «запуск» деления стволовых клеток. Их стимулируют различные «факторы роста». Самая главная их особенность заключается в том, что размер их настолько мал, что они с легкостью проникают через эпидермальный барьер. Пока известно два механизма их действия:

  1. Клетка-мишень сама является клеткой, генерирующей гормональный сигнал, т.е. аутокринное действие клеток — самостимулирующее действие. Факторы, обладающие таким механизмом действия, тормозят рост волос. К ним относятся:
  • TGFb — эндогенный индуктор апоптоза. Он играет ключевую роль в патогенезе андрогенетической алопеции, синтез происходит под воздействием ДГТ.Фитоэстрогены (гидролизат сои, зеленого горошка, фасоли; экстракты корня сельдерея, красного клевера, люцерны, шишек хмеля, манжетки, семян льна, барбариса) выступают как модуляторы уровня эстрогенов и антагонисты андрогенов (блокируют фактор TGFb , который активируется ДГТ). Они проявляют комплексное антиандрогенное действие без синдрома отмены и побочных эффектов. Кроме того, они влияют на стимулирующий рост волос фактор FGF 7, который усиливает пролиферацию фибробластов.

Биотинил-GHK (трипептид) — витаминизированный матрикин. Стимулятор клеточного метаболизма, биологически активный пептид. Способствует прочной фиксации волоса благодаря действию слеивающих протеинов (продление фазы роста). Укрепляет корень волоса в слое дермы, ингибируя апоптоз, а также стимулирует клеточный метаболизм, одновременно усиливает рост волос, влияя на фактор роста фибробластов.

  • EGF — эпидермальный фактор роста. Индуцирует воспаление и ингибирует рост фолликула. Большой интерес для трихологии представляют нахождение веществ, блокирующих действие этих факторов и стимулирующих следующую группу.
  1. Действие гормона воспринимают соседние клетки. Это паракринное, стимулирующее соседние клетки действие. Факторы, обладающие данным механизмом, оказывают стимулирующее действие на рост волос. Они для нас наиболее интересны:
  • IGF — инсулиноподобный фактор роста, повышает синтез ДНК и пролиферацию кератиноцитов, т.е. улучшает рост волос. Японскими учеными был проведен ряд исследований, в ходе которых наблюдалось влияние местного применения такого вещества, как «кетон малины», на рост волос у людей (и мужчин, и женщин), страдающих алопецией (в течение 5 месяцев). В результате было установлено, что на замедление роста волос существенно влияет один и тот же механизм — снижение уровня инсулиноподобного фактора роста-I в коже. Кетон малины значительно повышает этот уровень посредством стимуляции ген-кальцитонинового пептида в сенсорных нейронах.
  • VEGF — фактор роста эндотелия сосудов — усиливает ангиогенез вокруг фолликула, что способствует росту волоса. Исследования (Li.M. et al., 2001) подтвердили, что 5% миноксидил усиливает синтез VEGF и, соответственно, стимулирует образование сосудистой сетки.
  • FGF 7 — фактор проста фибробластов — стимулирует пролиферацию фибробластов в анагене. Оказывает выраженное стимулирующее действие на их синтез через связывание рецепторов их плазмолеммы. Доказано, чтоБиоактивный Гексопептид (валин-глицин-валин-аланин-пролин-глицин) активизирует фактор проста фибробластов, что стимулирует синтез коллагена, ускоряет процесс обновления клеток, стимулирует синтез гликозоминогликанов, эластина, фибронектина и ламинина.  При проведении фототрихограмм до и после применения пептидных препаратов было зафиксировано увеличение процента анагеновых волос к телогеновым на 30% (пациентка с диффузной алопецией с аутоимунным тиреоидитом).

Кроме введения стимулирующих синтез паракринных факторов проста веществ трансдермально, достаточно давно существует методика PRP-терапии плазмой, обогащенной тромбоцитами. В альфа-гранулах тромбоцитов присутствуют 7 факторов роста, а в плотных гранулах — около сотни. Активированная, богатая тромбоцитами плазма усиливает пролиферацию клеток волосяного сосочка и стимулирует перифолликулярный ангиогенез.

ФАКТОРЫ РОСТА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ВЛИЯНИЯ В ТРИХОЛОГИИ
Название Механизм действия Препараты, содержащие эти факторы
СТИМУЛИРУЮЩИЕ РОСТ ВОЛОС
IGF — инсулиноподобный фактор роста Повышение синтеза ДНК и пролиферации кератиноцитов — Кетон малины — Bioregulator + лосьон ТМ dr Trichologist;

— PRP-терапия — плазма, обогащенная тромбоцитами.

VEGF —

фактор роста эндотелия сосудов

Усиление перифолликулярного ангиогенеза — Биотинил ГНК трипептид — Hairloss women type лосьон ТМ dr Trichologist;

— Миноксидил — 2% и 5% лосьон Альфа блок ТМ dr Trichologist;

— PRP-терапія — плазма, обогащенная тромбоцитами.

FGF 7 —

фактор роста фибробластов

Стимуляция синтеза фибробластов в стадии анагена — Биоактивный гексопептид – Bioregulator + лосьон ТМ dr Trichologist; 2% и 5% лосьон 5 Альфа блок ТМ dr Trichologist; Immunostimulator + лосьон ТМ dr Trichologist;

— Комплекс фитоэстрогенов Hairloss women type лосьон ТМ dr Trichologist.

Стволовые клетки Кластеры стволовых клеток

— стимуляция паракринных факторов проста;

— повышение синтеза ДНК клеток волосяного сосочка

— Regenera Activa;

— Стволовые клетки яблок — Phytocell Malus Domestica; Reactivator + лосьон ТМ dr Trichologist;

— Растительная плацента — Reactivator + лосьон ТМ dr Trichologist; Biostimulator + лосьон ТМ dr Trichologist.

УГНЕТАЮЩИЕ РОСТ ВОЛОС
TGFb Инициируют фазу катагена, стимуляторы апоптоза — Комплекс фитоэстрогенов — Hairloss women type лосьон ТМ dr Trichologist;

— Биотинил ГНК трипептид — Hairloss women type лосьон ТМ dr Trichologist.

В трихологии эта тема является еще не до конца изученной, однако очень перспективной. Сегодня можно признать, что пептиды (факторы проста) — это совершенно другой этап лечения выпадения волос различной этиологии. И использование как инвазивных, так и неинвазивных (чрезкожное введение пептидсодержащих препаратов) методик значительно расширяет спектр возможностей врача-трихолога.

Источник: журнал «Royal Beauty» Октябрь 2017

Внимание! Препараты Dr. Trichologist продаются
только по назначению врача.
ВниманиеЗапишитесь на консультацию
врача в вашем городе
прямо сейчас!